И вот свершилось…. Идет 2012-ый, год великих событий… Разумеется, речь идет не о выдуманном Конце Света, а о куда более интересных вещах, таких как Diablo III, Risen II, Mass Effect 3… Как вы уже догадались, речь пойдет о одном из самых грандиозных проектов EA за всю историю, о 3-ей части легендарной саги Mass Effect.
Мы все ждали этого, мы радовались близкому выходу игры, мы ненавидели BioWare за то, что это будет последним приключением командора Шепарда. Ну вот он и здесь, Mass Effect 3… Нам обещали самую эпичную игру в истории, но что же получилось? Так давайте разберемся, стоило ли столько ждать или BioWare переиграли на своих амбициях?
Первые впечатления
Что же сказать в начале? Один запуск игры и меню уже приводят в чувство какого-то нервного возбуждения. Наверное, каждый, кто ждал, эту игру, в такой момент облегченно вздохнул и подумал: «Ну наконец…». Конечно, не очень порадовала цена, Mass Effect 3 по предзаказу стоил 800р, а после релиза стал и целую 1000р, что дороже обычных игр практически в два раза. Хотя такую политику в ценах от ЕАмы наблюдаем не так уж и недавно: Need for Speed: The Run, Syndicate,Kingdoms of Amalur: Reckoning. Но так или иначе, такая завышенная цена не спугнула игроков (да, фанатов попробуй еще напугать этим), за 3 недели Mass Effect 3 продался более чем 4 миллионами копий.
Что сразу после запуска мы видим? Начинается все довольно мирно, графика приятно радует глаз, но потом оказывается, что не все так и спокойно, но об этом позже. Первым, что сразу бросается в глаза, стала переработка персонажей, большинство, конечно, не были слишком изменены, но вот бывшая напарница Шепарда Эшли, которую сделали второй Мирандой, могла и удивить, если вы не следили за игрой. Сразу же в начале нам дают пройти своего рода мини-обучение, управление оказалось удобным, как для новичков, так и для старожилов серии, кардинально ничего не было изменено. Ну об этом давайте поговорим подробнее...
Геймплей
Никаких сверхреволюционных изменений в геймплее не произошло, разработчики усовершенствовали то, что было в Mass Effect 2: дали возможность перекатываться от укрытию к укрытию, перепрыгивать через них и добавили боевой инструментрон, что-то вроде ножа будущего. Несколько изменили систему управления напарниками, но по сути она осталась прежней, как в Mass Effect 2, просто нажав на Q или E, вы направите спутников к точке, нажмёте эти же кнопки, направив прицел на врага, они использую на нём какую-нибудь из своих способностей, что довольно удобно.
Поравняли классы, теперь все могут использовать любое оружие, которое только захотят, нет жесткой привязки к определенным стволам, а солдатам наконец-то дали потрогать пистолет-пулемёт, который раньше почему-то был запрещён. Хотя, ну правда, зачем нам пистолет-пулемёт, когда у нас есть гранатомет? А вот теперь о грустном, убрали тяжелое оружие, больше у нас нет того же гранатомета, луча коллекционеров и других плюшек, которые стирали всё в пыль. Теперь их можно найти только на уровне, но они, к сожалению, одноразовые, что сильно усложняет ситуацию. Вряд ли есть на что надеется, если вы храбрец, который вылезет с пистолетом на трех Тварей (это аналог «Шагающего танка гетов» от Жнецов, только не стреляет).
Но не радуйтесь, если вы играете Адептом или другим не-солдатом, навесьте на себя всё и сразу ваши способности станут бесполезными. Видите ли, теперь каждое оружие имеет свой вес, чем он больше, тем способности восстанавливаются медленней, а чем меньше на вас стволов, тем быстрее. Так что вам решать, что важнее: ваши умения или успокаивающий вес винтовки. Также в игру вернули гранаты после перерыва на Mass Effect 2 (они были и там, но только в спецспособностях у Заида), и что ещё лучше, они различаются по классам: если у солдата граната осколочная и отлично чистит по площади, то вот у разведчика она липучая и предназначена только одной единственной персоны.
Что сказать о разнообразии врагов, есть с кем повеселиться, хотя можно было и больше. В основном у нас три вида противников: Жнецы, солдаты «Цербера», геты. И все они довольно широко сделаны. Так у Жнецов есть и обычные хаски, Твари, о которых говорилось ранее, налетчики, каннибалы и прочие мутанты, которых создали разумные машины из органической жизни. Геты выглядят довольно стандартно, солдаты, гранатометчики, охотники, праймы, ну появились еще и огнеметчики, в общем, есть из чего выбрать. Подопечные Призрака, лидера организации «Цербер», выглядят вообще очень необычно, есть обычные штурмовики и центурионы, но есть и стражи, которые ходят со щитом, которые пробить без биотики практически невозможно, очень неприятными стали инженеры, которые теперь ставят турели , которые почему-то всегда стреляют именно в нас, ну и особого слова стоят фантомы, очень опасные гады. По идее, этого должно было и хватить, но все же, полное отсутствие других врагов как-то немного разочаровывает, нету никаких животных даже на Тучанке.
Но зато враги, особенно сильные, не дают расслабиться, а если вы еще играете на максимальном уровне сложности, то будет очень жарко. Например, банши, это переделанная Жнецами азари, убьёт вас сразу, если вы подойдёте слишком близко к ней, несмотря на вашу собственную «жирность» и прокаченный щит. Да и нападение сразу нескольких фантомов может также обойтись для команды очень плачевно. В целом, бои стали динамичней и прибавилось вариативности в тактике.
Также подвергся модернизации поиск ресурсов. Теперь нет того отыскивания иридия, платины, нулевого элемента, но о возвращение МАКО не мечтайте. Остался то же, что и в Mass Effect 2, но только на одной планете одна точка, куда пустим мы зонд. Но это не просто материалы, хотя есть и они, в основном это военные ресурсы. Чтобы их найти, надо сканировать систему с помощью радара, но данное мероприятие привлекает Жнецов. Использовали его слишком много раз? Ждите Жнецов…. Вот тут надо быстро сваливать, при этом разумные машины не уйдут из данной системы, пока вы не выполните какое-нибудь задание.
Раз началась война, нам нужен огромный флот, чтобы противостоять Жнецам, для этого и нужны военные ресурсы, чем больше, тем лучше. Нам дают флоты и отряды солдат или ученых как по сюжету, так и за дополнительные задания, которых очень много.
Схема прокачки осталась из второй части, нам только добавили несколько новых способностей для классов и также теперь на 4-ом, 5-ом и 6-ом уровне умения можно будет выбрать один из двух вариантов его улучшения. Как вы помните, во 2-ой части так можно было делать только на последнем. В общем, прокачка выглядит неплохо, есть на что потратить накопленный опыт.
Также подвергли перестройке нашу любимую Нормандию, теперь там есть «военная комната», где есть отчёты о всех ресурсах, которые мы собрали, и прочие фишки. Появился некий пятый этаж, который является ангаром, там можно купить новинки с Цитадели с добавкой 10% к стоимости, присмотреть броню для игрока, выбрать и улучшить оружие отряда. Модификация стволов стала абсолютно новой идеей разработчиков и, можно сказать, довольно-таки удачной. На каждое оружие можно установить по два улучшения, обычно это увеличение магазина, урона, точности, есть даже штыки для ближнего боя, и все такие модификации также распределены по уровням, во время прохождения игры мы находим все более совершенные улучшения. Также оружие можно обновлять до 5-ого уровня, первоначально нам доступен только 1-ый уровень, с улучшение уменьшается вес, повышается урон и остальные характеристики.
Сюжет
События начинаются спустя полгода после завершения Mass Effect 2 и прибытия Шепарда обратно на Землю, где у нас забрали Нормандию, а капитана заставили сидеть без дела. Но вот до Совета Альянса наконец дошло, что что-то не так: за пределами нашего ретранслятора пропала связь со всеми дальними постами. И как раз, когда Совет Альянса пытался узнать от Шепарда, что же делать людям, Жнецы атакуют Землю, уничтожив весь флот Альянса за пару мгновений. А ведь капитан уже давно предупреждал. И в этот момент наши способности галактического спасителя снова нужны. Ни одна раса в одиночку не сможет сопротивляться огромной силе Жнецов, Галактике нужно объединиться. И когда Нормандия нас подбирает, так и хочется остаться и задать всем этим мутантам. Мы видим жестокость Жнецов, родная планета лежит в руинах, а мы не можем помочь, не можем дать бой. Жнецы убивают всех, они не знают жалости… Фон горящей Земли с летящей на неё обломками нашего флота, который так и не смог отсрочить нападение, выглядит чертовски драматично... За помощью Шепард летит на Цитадель, но, несмотря на то, что всем грозит вымирание, другие расы всё равно «грызутся» между собой, не желая помогать.
Огромную роль в игре снова сыграет организация «Цербер». Никто не забыл про нашего старого друга Призрака, который ведёт, непонятную другим, свою игру. И понятно дело, «Цербер» сам хорошо обновился, теперь это не маленькая организация с сотней профессионалов и огромным бюджетом, а настоящая армия с кучей разношерстых бойцов, которые еще хорошенько потреплют вам нервы.
Основной сюжет действительно выглядит интересно. Так как мы должны объединять народы, все наши высадки - это обязательно эпичное приземление на шаттле прямо в зону боевых действий. Также мы должны еще и примирить все расы, ведь саларианцы ни в какую не хотят работать вместе с кроганами, да и те не спешат помогать, тут в дело вступает капитан Шепард. Еще мы побываем во многих других интересных местах, на спутнике у родной планеты турианцев, на Тессии, родине азари, вернемся на Тучанку, дом кроганов.
Атмосфера
А теперь поговорим о главных составляющих атмосферы Mass Effect 3: побочных квестах, напарниках, Джокере…
К сожалению, в какой-то мере задания деградировали до уровня плинтуса. На всю игру найдется лишь несколько интересных квестов, все остальные в духе "Я потерял эпически важную вещь. Да, я знаю, где она, но я слишком жаден и ленив, чтобы забрать её самостоятельно. И теперь без этой штукенции я и мой народ обречён”. И это ужасно, эти квесты просто кошмар, но их нельзя не выполнять, ведь за них дают военные ресурсы, а они нам нужны. Иногда выполнение нескольких таких заданий сильно надоедает, правда, главный сюжет все равно их оттесняет на второй план.
А как же напарники? Теперь BioWare решила пойти по другому пути: вместо той огромной бригады, что была в Mass Effect 2, нам дают всего 6 бойцов. Но здесь разработчики решили похитрить: да, пусть бойцов стало заметно меньше и самые сильные видны сразу, но зато характер у всех не одинаковый, поэтому на разные задания хочется брать не одних и тех же персонажей, чтобы получше изучить их характер, понять как личность и вообще посмотреть на их реакцию на те или иные события.
Также вернулись многие второстепенные персонажи. Например, снова в строю оказались доктор Чаквас и инженер Адамс с первой Нормандии. К сожалению, нету той весёлой парочки инженеров из 2-ой части (хотя если вы перенесли сохранения и у вас они выжили, то их можно будет вернуть, правда, об этом нам сказать забудут). И что особо интересно для игроков предыдущих частей серии, мы встретим всех наших соратников из 2-ой части, если они, конечно, выжили в вашей версии событий. Но снова о грустном, куча интересных второстепенных членов экипажа пропали. Нету повара, который благодаря Шепарду всё-таки стал готовить еду, добавляя в неё немножко продуктов, нету переговаривающихся о всяком навигаторов и задорного психиатра-секретаря Келли, нету и тут и там говорящей о чём-то команде. Вместо этого за всю команду теперь отдуваются двое солдат, торчащих у рамки, новый секретарь, по совместительству шахматистка, и гей-сантехник, к которому лично я решил после первого визита больше не заглядывать.
Но слава богам Олимпа, Джокер здесь и он внесёт прожектор света в тёмную Нормандию. Тут BioWare решили не мудрить и оставили Джеффа таким, каким он был: задорным весёлым малым в дуэте с СУЗИ. И вот именно он является главным источником позитива в игре, и это радует, просто посмотрите на его диалоги с командой. И ещё наши напарники наконец-то прекратили намазывать свои ноги клеем и стоять на одном месте, теперь они перемещаются по кораблю, что очень радует. Вот, например, Гаррус сможет стоять посередине главной палубы и спорить с Джеймсом у кого были самые крутые задания. Или также можно увидеть того же турианца травящего анекдоты с Джокером в кабине, ну или, как не странно, можно ещё найти Тали, напивающуюся в баре.
Но вот с атмосферой всеобщей галактической войны разработчики намудрили. О том, что в Галактике идёт война и мы вот-вот все вымрем, напоминают не шикарные эпичные фоны (они тоже есть, но встречаются всего 3-4 раза за всю игру), а напоминания напарников во время чаепития на Цитадели, на которой до безобразия всё спокойно и стерильно, холодный бюрократический рай.
Графика
Графика в Mass Effect 3 выглядит приятно, но уделять её особое внимание вряд ли стоит. Наверное, это последняя вещь в игре, на которую стоит смотреть. Да, это вам не Crysis или Battlefield 3, но смотрится очень неплохо. А эпичные фоны нападения Жнецов на Землю, горящей Тессии и вовсе поражают. Если сравнивать со второй частью, графика претерпела минимальные изменения.
Звук
Ну тут никаких претензий, все великолепно. Звук записан на совесть, всё звучит как надо. Не возникнет ощущения, что это нереально, только наоборот еще больше затянет во вселенную Mass Effect. Музыка тоже хороша, конечно со уходом Джека Уолла BioWare потеряла очень многое, но получилось достойно. Есть, конечно, парочка совсем никаких треков, но большинство заслуживают того, чтобы играть в Mass Effect.
Мультиплеер
И отдельно поговорим о мультиплеере, который есть в Mass Effect 3. После выполнения задания, которые дает Шепарду адмирал Хакет, в дело вступает N7 – спецподразделение бойцов, за которое нам и предлагают сыграть.
Это не полноценный мультиплеер, а кооперативный режим на 4 игрока. Вас высаживают на карте и приказывают пережить 10 волн врагов, после чего победа и награды. Но как не странно, мультиплеер здесь не для галочки. Здесь раскрыто значение слова кооператив, то есть командная работа, в одиночку вы сможете спокойно носиться по карте, убивая всех подряд, разве что на уровне сложности Бронза, что соответствует лёгкому, а вот на Серебре или тем более Золоте вам придётся работать исключительно в команде. Также во время игры вам могут дать случайное задание в духе «отключи терминал», «уничтожь пару предметов» или «убери ключевых противников» за определенное время. И между прочим, это обязательные задание, не выполните – проиграли. И это заставляет быстро менять тактику, если вы до этого всей командой выбрали тактику кемперства, то есть засесть в самый тёмный угол и отстреливаться, пока стреляет, то у вас после могут появиться проблемы. Ведь пробиться через толпу врагов, которые обязательно осядут недалеко от вас, будет непросто. Это заставляет вас держать немалый клочок, который вроде как безопасный, либо вообще разделиться на две команды и стараться выживать по отдельности. Но как я и говорил, без помощи напарника вы долго не протянете. Например, штурмовик хоть и крутой, но щиты у него слабоваты и здоровье хромает, поэтому без прикрытия сверху в толпе или даже в окружении пары врагов его быстро завалят.
Помимо классов в мультиплеере вы можете выбрать себе расу. Да-да-да, и это не просто внешняя оболочка, это игровые свойства. Самый средний - это человек, представитель данной расы может быть любым классом, во всем достаточно средний, без плюсов, но и без минусов. А вот кроган… вот это машина смерти, если нужен «жирный танк», крушащий всех свои лбом, то это ваш выбор. Но вот в скорости ему не позавидуешь, в случае чего быстро укрыться не получится, поэтому опять нужен тот, кто прикроет спину. Дрелл - практически противоположность крогану, крайне ловкий и не менее смертоносный, но сделан из воды и тонкой кожицы, быстро сваливается. Ну и те же подобные проблемы и преимущества у других рас. Ну и конечно, выбор оружия и прокачка умений присутствуют.
Врагов в мультиплеере всего три вида, как и в одиночной кампании: «Цербер» , геты и Жнецы. Достаточно много карт, которые действительно разные и предоставляют различный опыт. Всего имеется 3 уровня сложности: Бронза, Серебро и Золото. И ещё то, что и связывает мультиплеер с основным сюжетом: вы можете перенести прокаченного персонажа в одиночку, заработав также дополнительных военных ресурсов. А также, играя в мультиплеер, мы повышаем уровень галактической готовности, соответственно повышая наши шансы выжить в последней битвы со Жнецами.
Итог
Стоит ли игра своих денег? Определено да! Отличный интересный сюжет, неплохой геймплей и прокачка, радующие глаз фоны Вселенной. В игре также много фишек для старожилов, которые очень порадуют игрока предыдущих частей Mass Effect и сделают времяпровождение за игрой еще приятней. К сожалению, не полностью была показана атмосфера всеобщего уничтожения, только по-настоящему в нескольких моментах мы могли её увидеть. Мультиплеер на удивление хорош и затягивает, особенно если играть с ещё тремя друзьями.
Да, это последнее приключение капитана Шепарда, но мир Mass EffectЕА вряд ли бросит: уж слишком сильно его раскрутили, да и он сам по себе слишком хорош для того, чтобы просто забыть. Но всё-таки, хотя бы ради Шепарда и той огромной вселенной, что ждёт своего спасителя, сыграть стоит!